Внесены изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции»
1 марта 2020 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», касающийся организации хозяйствующими субъектами системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Закон вступил в силу 12 марта 2020 г.
Существующая практика антимонопольного контроля предполагает применение штрафов и уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации. Также антимонопольное законодательство Российской Федерации содержит такой институт, как предупреждение. Лицо, исполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. Предупреждение также способствует быстрому устранению нарушений. Так, согласно информации Новосибирского УФАС России, в 2020 году было выдано 35 предупреждений (в 2019 году – 48), 80% из которых исполнено в срок и надлежащим образом.
Эффективность мер, стимулирующих соблюдение антимонопольного законодательства, свидетельствует о необходимости развития таких механизмов.
Одним из инструментов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства и снижения антимонопольных рисков для хозяйствующих субъектов является разработка и внедрение ими системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее – система соответствия, антимонопольный комплаенс).
В настоящее время в Российской Федерации антимонопольный комплаенс уже используется отдельными хозяйствующими субъектами, в том числе и органами власти.
Внесенными изменениями в Федеральном законе «О защите конкуренции» закреплено понятие «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства», установлен порядок организации хозяйствующими субъектами такой системы соответствия, а также определены основные (минимальные) требования к содержанию внутренних актов хозяйствующих субъектов, формирующих антимонопольный комплаенс.
Также законом предусматривается, что хозяйствующий субъект вправе направить в федеральный антимонопольный орган внутренний акт (акты) или проект (проекты) акта, формирующий антимонопольный комплаенс, для установления его (их) соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Федеральный антимонопольный орган дает заключение
о его (их) соответствии или несоответствии требованиям антимонопольного законодательства.
Принятие закона позволит повысить эффективность антимонопольного регулирования и создать дополнительные механизмы, стимулирующие хозяйствующие субъекты к принятию мер по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства.
Для справки:
В целях обеспечения исполнения на территории Новосибирской области Указа Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» принято распоряжение Губернатора Новосибирской области от 26.12.2018 № 268-р «О создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области».
Во исполнение данного распоряжения всеми без исключения областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области приняты правовые акты, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов власти (антимонопольный комплаенс).
Всего принято 30 правовых актов региональных органов власти.
На муниципальном уровне правовые акты о внедрении антимонопольного комплаенса также приняты во всех муниципальных районах и городских округах Новосибирской области.
Цели принятия правовых актов на региональном и муниципальном уровнях по внедрению антимонопольного комплаенса:
обеспечение соответствия деятельности региональных и муниципальных органов власти требованиям антимонопольного законодательства;
профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности региональных и муниципальных органов власти.