14 Ноября 2014
МФЦ как сдерживающий фактор коррупции

В последние годы проблеме коррупции в России уделяется особо пристальное внимание. Благодаря совместным усилиям федеральных и региональных органов власти к настоящему времени создана серьезная правовая база для антикоррупционной деятельности. Принят ряд мер организационного характера: созданы межведомственные рабочие группы по вопросам противодействия коррупции, образованы комиссии по урегулированию конфликтов интересов, проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Все это позволило системно подойти к решению поставленных задач и добиться определенных результатов. Однако проблема коррупции в системе государственного и муниципального управления по-прежнему остается актуальной.
Проявлению коррупции во властных структурах способствует целый ряд причин, наиболее значительными среди которых являются:
- наличие у чиновника дискреционных полномочий (возможность определять по своему усмотрению вид и содержание принимаемого управленческого решения);
- закрытость процедур и, как следствие, возможность использования должностных полномочий для удовлетворения личного интереса и интересов третьих лиц;
- личный контакт между чиновником и гражданином.
Поэтому важнейшими задачами государственной антикоррупционной политики современной России являются обеспечение четкой регламентации и открытости бюрократических процедур, минимизация личных контактов между чиновниками и заинтересованными в их решениях гражданами.
Одним из эффективных способов решения данных задач является создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Цель создания МФЦ – оптимизация процесса оказания государственных и муниципальных услуг, выраженная в упрощении процедур, сокращении сроков, повышении комфортности их получения гражданами и юридическими лицами. Предоставление услуг в МФЦ осуществляется по принципу «одного окна», т.е. в одном месте после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом. В этом случае от человека требуется только подать минимально необходимый комплект документов и получить результат в установленный срок
а всю остальную работу проводят сотрудники МФЦ, соответствующие органы государственной власти и организации. МФЦ обеспечивает максимальное качество предоставляемых услуг и комфортные условия их получения, а также, будучи посредником между властью и гражданином, обеспечивает полную деперсонализацию их взаимодействия.
С 2008 года в Новосибирской области действует государственное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Новосибирской области». На территории региона функционируют 10 филиалов учреждения в: г. Новосибирске, г. Оби, Барабинском, Карасукском,
Куйбышевском, Купинском, Маслянинском, Мошковском, Татарском и Чановском районах. Для жителей населенных пунктов, территориально удаленных от стационарных МФЦ, действуют мобильные офисы и удаленные рабочие места МФЦ.
На сегодняшний день в МФЦ Новосибирской области организовано предоставление услуг трех уровней власти: 66 федеральных, 156 региональных, 65 муниципальных. В период с января по сентябрь 2014 года в МФЦ обратилось 947 995 человек, оказаны 751 419 услуг и 196 576 консультаций по вопросам
их предоставления. При предоставлении услуг в МФЦ Новосибирской области широко используются современные информационно-телекоммуникационные технологии, позволяющие минимизировать риски коррупционного поведения служащих. Так, во всех зданиях МФЦ действует система электронной очереди, позволяющая контролировать потоки посетителей и способствующая улучшению качества их обслуживания. Данная система исключает фактор внеочередного обслуживания заявителей и позволяет сохранить конфиденциальность, поскольку дает возможность озвучивать свой вопрос или проблему только оператору. Исключению возможности коррупционного поведения способствует установленная в помещениях МФЦ система видеонаблюдения.
В МФЦ действует Единая справочная служба (052), обеспечивающая прием и обработку телефонных обращений граждан, а также вопросов, заданных по электронной почте и с официального сайта МФЦ. Работа справочной службы направлена на то, чтобы граждане получили полную, достоверную и
актуальную информацию по своим запросам. При общении оператора с клиентом по телефону ведется запись разговора, что также исключает возможность коррупционных проявлений.
В целях упрощения для заявителя процесса подачи заявления на оказание услуги в МФЦ внедрена система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Все межведомственное взаимодействие построено на использовании электронных сервисов. Подавая заявление о получении услуги, гражданин прикладывает к нему только те документы, которые находятся в его непосредственном распоряжении. Остальные сведения, необходимые для предоставления услуги, запрашиваются органами власти друг у друга через СМЭВ.
Принимая запрос о предоставлении услуги, специалист МФЦ создает соответствующую заявку в автоматизированной информационной системе «Центр приема государственных услуг» (АИС «ЦПГУ»), интегрированной с электронной формой предоставления услуг (Единым порталом предоставления государственных услуг), и направляет через нее электронные копии принятых у заявителя документов в орган, предоставляющий услугу. Получив заявку и электронные копии документов, орган, ответственный за предоставление услуги, осуществляет обработку данных и направляет межведомственные запросы для
принятия решения о возможности
предоставления услуги. Информационно-телекоммуникационные технологии, используемые в работе МФЦ, избавляют гражданина от необходимости хождения по многим кабинетам для получения различных справок, а также личного контакта с должностными лицами властных структур.
Работа по искоренению коррупции в органах власти путем организации деятельности МФЦ положительно оценивается гражданами. Так, 97,7% жителей Новосибирской области довольны качеством и доступностью предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ. Дальнейшее создание сети МФЦ на территории Новосибирской области позволит сделать значительный шаг вперед на пути борьбы с коррупцией в системе государственного и муниципального управления.
Автор – Сагина И.В. – заместитель начальника управления – начальник отдела совершенствования государственного управления управления совершенствования государственного управления министерства экономического развития Новосибирской области